Профессия Категорийный менеджер

Профессия Категорийный менеджер Снабжение

Описание профессии

Ранее отдел закупок в этой системе отвечает только за то, чтобы товар приходил и был на складе, а что дальше происходит с этим товаров закупщика не интересовало, потому что не его задача продавать товар или продвигать. Категорийный менеджер имеет более широкие полномочия, он отвечает за то, чтобы товар поступал в компанию, общается с поставщиками, принимает решение по ассортименту и закупочным ценам, и он отвечает за то, чтобы купленный им товар затем был реализован в магазинах или каналах сбыта компании.

Он принимает решение по ценообразованию, он принимает решение по маркетинговой активности на этот товар, он отвечает за то, что товар будет продан если товар становится неликвидам, то в таком случае категорийный менеджер будет отвечать за то, чтобы этот товар был или возвращен поставщику, или реализован в компании, или каким-то образом компания от этого товара избавляется.

Централизация ответственности в руках категорийного менеджера позволяет компании иметь меньше неликвидов, более сбалансированной и эффективный ассортимент и в результате иметь более лучшие результаты. Поэтому категорийный менеджер вроде в ходе своей работы, обязательно должен свои действия коррелировать с отделом маркетинга.

По продвижению товара, он будет свои действия координировать бухгалтерии по оплатам товара, он будет взаимодействовать с отделом логистики, со складом по поставкам или хранению своего товара. и

Категорийный менеджер  -это специалист универсальный, он обладает знаниями по маркетингу по мерчендайзингу, он может сам закупать товар, хотя с точки зрения закупки товаров было бы более эффективным, если бы категорийного менеджера были подчиненные ему закупщики потому, что техническая функция она к сожалению будет занимать достаточно много времени.

Функционал и Должностные обязанности

Прежде чем категорийный менеджер сможет приступить к планированию мероприятий по развитию закрепленных за ним категорий, он должен получить исходную информацию по общей стратегии развития и поставленным единым для всей компании целям. Данные решения принимаются на уровне топ-менеджмента и для категорийного менеджера выступает вектором движения компании на будущий год.

Второй этап это ежегодное планирование на основании полученной информации, а в общем векторе развития компании категорийный менеджер приступать к ежегодному анализу имеющейся информации и подготовки своего видения по развитию каждой отдельной категорией закрепленные за ним.

Важно помнить при формировании своего видения в разрезе категорий ,категорийный менеджер анализирует прежде всего цели, стратегию развития компании на предстоящий год, далее поведения, предпочтения и потребности покупателей.

Основные тренды в категории по рынку в целом, а также экономическую ситуацию в стране, в мире, конкурентов, их преимущества и недостатки, а также аналитическую информацию от поставщиков и исследовательских центров.

После формирования визуализации и согласования видения по развитию закрепленных категорий, определяется парапланы в разрезе каждой категории на год, в рамках данного основополагающего вектора категорийный менеджер планирует свою ежемесячную, еженедельную деятельность, которая прежде всего должна быть нацелена на достижение результата.

Третьим этапом будет Ежемесячное планирование, которое включает в себя: первое это обзор рынка в том числе определение тренда, мониторинг основных конкурентов и их долей на рынке, далее идет подготовка и актуализация маркетингового плана по категориям, которая основана на реализации согласованных ролей, стратегий и тактик категорий.  Немаловажным является реализация запланированных тактических мероприятий по выполнению поставленных экономических показателей, а также важно помнить, что реализация всех данных мероприятий должна происходить в срок 2 месяца в году ноябрь и декабрь.

К дополнительными задачам категорийных менеджеров добавляется проработка и согласование видения по своим категориям, то есть роли стратегии и тактики октаграмма, а также договорная работа с поставщиками на следующий год.

Четвертым этапом является недельное планирование, когда категорийный менеджер планирует свое время на еженедельной основе, для ежедневного плана действий. Ежедневный план систематизирует работу категорийного менеджера, прописывает конкретные действия нацеленные на достижение годовых целей. В еженедельный план обязательно должны быть включены: обзор категорий, анализ текущей деятельности, статистики продаж, еженедельные собрания категорийных менеджеров, на которых обсуждается ситуация по категориям, а также выполнение планов, также очень важно анализировать структуру ассортимента, выявлять точки роста.

Следующим является  принятие решения о введении в ассортимент новинок, а также согласование товарных позиций которые необходимо вывести из ассортимента, также на ассортиментных комитетах обсуждаются вопросы контроля числа позиций в актуальной матрице, а также вопросы ценообразования, помимо всего этого на еженедельной основе обязательного запланировать переговоры с поставщиками, анализ неликвидов и подготовку предложений по их распродаже, посещение конкурентов, посещение собственных магазинов и общения с сотрудниками магазина, также обязательно нужно прорабатывать как прошло мероприятие и мониторить цены конкурентов.

В данный список носит общий характер, однако позволяет наглядно отразить структуру работы категорийного менеджера, которая неравномерно распределяется по неделям. Данные мероприятия реализуются в разные периоды в течение месяца в большей или меньшей степени, в зависимости от приоритетов и загрузки по текущим оперативным задачам.

Основная доля времени категорийного менеджера должна занимать аналитическая деятельность, нацелена на достижение поставленных планов, все встречи и совещания проводимых, как внутри компании, так и на уровне поставщиков должны быть эффективными и целесообразными для экономической деятельности компании.

По итогам каждой встрече должен составляться протокол встречи с чётко описанием задачи, целей и достигнутых договоренностей, а также сроков и ответственных лиц за их выполнение. Данные встречи важны для налаживания коммуникационных связей между отделами, определение оптимальных сроков для достижения поставленных целей и формирования общего понимания, каким образом и кем будут в итоге реализованных намеченные мероприятия, все лишнее неэффективны встречи необходимо исключать.

Ежедневная выстраивание эффективных взаимоотношений со всеми отделами, каждый отдел должен выполнять возложенные на него функционал качественно и своевременно не требует дополнительного контроля и проверки со стороны категорийных менеджеров.

В ситуации когда операционная деятельность компании в сфере закупок и маркетинга выполняется качественно, категорийный менеджер имеет возможность сосредоточиться на выполнении аналитических и стратегических задач, которые в долгосрочной перспективе дадут значимый результат

Шестым этапом является ежедневно эффективное взаимодействие категорийных менеджеров с поставщиками, способность планировать и реализовывать совместные мероприятия в рамках определенной компании, позволяет максимально эффективно удовлетворять потребности покупателей и обеспечивает финансовые выгоды для всех заинтересованных.

Плюсы и минусы

Личные качества

 

Сфера деятельности

Сколько зарабатывают

Где обучиться

https://www.youtube.com/watch?v=77_qpJfw4XQ

Оцените статью
Как найти свой успех, построить карьеру и постоянно развиваться
Добавить комментарий